- ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ
ЧИТА́ТЕЛЬ И ПИСА́ТЕЛЬ (взаимодействие Ч. и п., их связь и взаимовлияние). С появлением письменности, а позднее книгопечатания читатель был и остается главным стимулом и конечной целью литературной деятельности. Читательский спрос, особенности восприятия, культура читателя, в значительной степени определяемые доступной ему и понятой им литературой, сложно и многозначно воздействуют на ход историко-литературного развития, на труд писателя. Читатель одновременно и объект воздействия литературы и субъект литературного процесса, «подстрекающее» начало искусства слова. «Вопрос о публике решает вопрос о литературе, и наоборот», писал В. Г. Белинский (Полное собрание сочинений, т 4, 1954, с. 431).
Литературное предложение в каждый определенный общественно-исторический период отвечает складывающемуся эстетическому и этическому спросу. Зависимость эта не является прямой. Большие мастера обычно опережают спрос своей эпохи и тем самым способствуют его дальнейшему формированию. Читатель сознательный, а чаще бессознательный критик, «оценщик» словесности. Суд читателей-современников непременно пристрастен, но в этой пристрастности есть своя закономерность и причинность. Объяснение этой причинности одна из задач критики литературной.
В статье «О журнале Свобода» В. И. Ленин предлагает принципиально различать литераторов двух типов: истинно популярного и склонного к намеренному «популярничанью». Только первый творит в пределах искусства, приглашая своего читателя к сложному процессу постижения правды. Прямой расчет на примитивный духовный уровень восприятия обнаруживает себя в продукции т. н. «массовой культуры» (см. Массовая литература). Для советских же писателей непреходящ ленинский завет идти не за читателем, а быть «немножко впереди» его.
В освоении проблемы «Ч. и п.» принимают участие представители разных наук: литературоведов интересуют характер и степень участия читателя в общественно-литературном и индивидуально-творческом процессе; психологи осмысляют законы художественного восприятия; социологи исследуют статистику читательского спроса, роль литературы в жизни различных социально-демографических групп (см. Историко-функциональное изучение литературы); библиотековедов занимает «эффект книги», учет которого необходим для формирования и удовлетворения читательских запросов; педагоги стремятся к решению конкретных вопросов воспитания читателя в школе. Комплексное изучение читателя способствует практическому руководству культурным развитием общества.
Литература:
Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сб. ст.], т. 1 2, 3 изд., М., 1976;
Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сб. ст.], 6 изд., М., 1979;
Белецкий А. И., Об одной из очередных задач историко-литературной науки. (Изучение истории читателя), в его кн.: Избр. труды по теории литературы, М., 1964;
Храпченко М. Б., Литературный стиль и читатель, в сб.: Проблемы современной филологии, М., 1965;
Рассадин Ст., Книга про читателя, М., 1965;
Прозоров В. В., Читатель и литературный процесс, [Саратов], 1975;
Левидов А. М., Автор образ читатель, Л., 1977;
Общество. Литература. Чтение, пер. с нем., М., 1978;
Человек читающий. Homo legens. Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и общества, сост. С. И. Бэлза, М., 1983.В. В. Прозоров.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.