ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ

ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ

ЧИТА́ТЕЛЬ И ПИСА́ТЕЛЬ (взаимодействие Ч. и п., их связь и взаимовлияние). С появлением письменности, а позднее книгопечатания читатель был и остается главным стимулом и конечной целью литературной деятельности. Читательский спрос, особенности восприятия, культура читателя, в значительной степени определяемые доступной ему и понятой им литературой, сложно и многозначно воздействуют на ход историко-литературного развития, на труд писателя. Читатель — одновременно и объект воздействия литературы и субъект литературного процесса, «подстрекающее» начало искусства слова. «Вопрос о публике решает вопрос о литературе, и наоборот», — писал В. Г. Белинский (Полное собрание сочинений, т 4, 1954, с. 431).

Литературное предложение в каждый определенный общественно-исторический период отвечает складывающемуся эстетическому и этическому спросу. Зависимость эта не является прямой. Большие мастера обычно опережают спрос своей эпохи и тем самым способствуют его дальнейшему формированию. Читатель — сознательный, а чаще бессознательный критик, «оценщик» словесности. Суд читателей-современников непременно пристрастен, но в этой пристрастности есть своя закономерность и причинность. Объяснение этой причинности — одна из задач критики литературной.

В статье «О журнале “Свобода”» В. И. Ленин предлагает принципиально различать литераторов двух типов: истинно популярного и склонного к намеренному «популярничанью». Только первый творит в пределах искусства, приглашая своего читателя к сложному процессу постижения правды. Прямой расчет на примитивный духовный уровень восприятия обнаруживает себя в продукции т. н. «массовой культуры» (см. Массовая литература). Для советских же писателей непреходящ ленинский завет идти не за читателем, а быть «немножко впереди» его.

В освоении проблемы «Ч. и п.» принимают участие представители разных наук: литературоведов интересуют характер и степень участия читателя в общественно-литературном и индивидуально-творческом процессе; психологи осмысляют законы художественного восприятия; социологи исследуют статистику читательского спроса, роль литературы в жизни различных социально-демографических групп (см. Историко-функциональное изучение литературы); библиотековедов занимает «эффект книги», учет которого необходим для формирования и удовлетворения читательских запросов; педагоги стремятся к решению конкретных вопросов воспитания читателя в школе. Комплексное изучение читателя способствует практическому руководству культурным развитием общества.

Литература:
Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сб. ст.], т. 1 — 2, 3 изд., М., 1976;
Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сб. ст.], 6 изд., М., 1979;
Белецкий А. И., Об одной из очередных задач историко-литературной науки. (Изучение истории читателя), в его кн.: Избр. труды по теории литературы, М., 1964;
Храпченко М. Б., Литературный стиль и читатель, в сб.: Проблемы современной филологии, М., 1965;
Рассадин Ст., Книга про читателя, М., 1965;
Прозоров В. В., Читатель и литературный процесс, [Саратов], 1975;
Левидов А. М., Автор — образ — читатель, Л., 1977;
Общество. Литература. Чтение, пер. с нем., М., 1978;
Человек читающий. Homo legens. Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и общества, сост. С. И. Бэлза, М., 1983.

В. В. Прозоров.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ" в других словарях:

  • Читатель и писатель — Читатель и писатель  еженедельник литературы и искусства. «Читатель и писатель» начинает издаваться с 1 декабря 1927 года. Последний номер был от 23 декабря 1928 года. Первым редактором был С. Ф. Васильченко, с № 36 … …   Википедия

  • "Журналист, читатель и писатель" — «ЖУРНАЛИСТ, ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ», одна из важнейших лит. обществ. поэтич. деклараций позднего Л.: написана на Арсенальной гауптвахте 20 марта 1840 (помета в копии, сделанной В. А Соллогубом) во время ареста за дуэль с Э. Барантом; 12 апр. (до… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Не читатель, а писатель — Первоисточник фраза писателя юмориста и мастера афоризмов Эмиля Кроткого (1892 1963): Ничего не читал. Он был не читатель, а писатель. Опубликована в его сборнике афоризмов «Отрывки из ненаписанного» (1967), в котором были собраны фразы, ранее… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Читатель — адресат книги. Марк Аврелий, озаглавливая свою рукопись «К самому себе», как бы желает быть писателем без читателя. Но анализ его рукописи показывает, что и она хочет быть прочитанной. Обычно предпосылающиеся книгам обращения «к читателю»,… …   Литературная энциклопедия

  • Читатель —     ЧИТАТЕЛЬ адресат книги. Марк Аврелий, озаглавливая свою рукопись «К самому себе», как бы желает быть писателем без читателя. Но анализ его рукописи показывает, что и она хочет быть прочитанной. Обычно предпосылающиеся книгам обращения «к… …   Словарь литературных терминов

  • Писатель пописывает, а читатель почитывает — Неточная цитата из «Пестрых писем» (1884) писателя сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова Щедрина (1826 1889). В оригинале (первое «пестрое» письмо): «Русский читатель, очевидно, еще полагает, что он сам по себе, а литература сама по себе. Что… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • ЧИТАТЕЛЬ — ЧИТАТЕЛЬ, читателя, муж. тот, кто читает, к кому обращен текст, для кого предназначено данное произведение письменности. «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной, чтобы насмешливый читатель… не повторял потом безбожно, что намарал я… …   Толковый словарь Ушакова

  • Чукча не читатель, чукча писатель — В шутку о нежелании читать книги …   Словарь народной фразеологии

  • Аристофан драматический писатель — величайший драматический писатель Греции и древнего мира, сын Филиппа; род. около 444 до Р. Х. и + между 387 380 гг. в Афинах. Первую свою комедию он поставил в 427, но еще под чужим именем. Когда год спустя (426) он осмеял в своих Вавилонянах… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Аристофан, драматический писатель — величайший драматический писатель Греции и древнего мира, сын Филиппа; род. около 444 до Р. Х. и † между 387 380 гг. в Афинах. Первую свою комедию он поставил в 427, но еще под чужим именем. Когда год спустя (426) он осмеял в своих Вавилонянах… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»